Трасология

Транспортно-трасологическая экспертиза

Транспортно-трасологическая экспертиза представляет собой один из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз. Ее содержание отличается своими особенностями, которые заключаются в том, что для трасологической экспертизы характерно исследование следов-отображений. К транспортно-трасологической экспертизе прибегают при определении механизма столкновения, а также, когда требуется идентифицировать те или иные следы транспортного средства.

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются следы-отображения, т.е. материально фиксированные отображения единичных объектов — предметов, людей, транспортных средств.

Объектами экспертизы являются:

  • слепки и оттиски следов;
  • фотоснимки следов или транспортных средств, изготовленные по правилам масштабной фотографии;
  • схемы места дорожно-транспортного происшествия;
  • результаты видеозаписи следов или транспортных средств;
  • предметы со следами (одежда, обувь);
  • части или детали транспортного средства (шины транспортного средства, осколки стекол и внешних световых приборов транспортного средства и т.д.);
  • части лакокрасочного покрытия;
  • человек или труп, если на теле обнаружены следы в виде ссадин и кровоподтеков (назначается комплексная, комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).

Основные вопросы, ставящиеся перед транспортно-трасологической экспертизой:

1. Где располагается место столкновения транспортных средств?

2. Где располагается место наезда на пешехода?

3. Каков механизм столкновения транспортных средств?

4. Каков механизм наезда на пешехода?

5. Как располагались транспортные средства относительно друг друга в момент столкновения, каков угол между продольными осями транспортных средств в момент столкновения?

6. Как располагались транспортные средства относительно друг друга и относительно проезжей части в момент столкновения?

7. Как располагались транспортное средство и пешеход относительно друг друга в момент наезда?

8. Стоял или двигался пешеход в момент наезда на него транспортным средством?

9. Находилось ли транспортное средство в состоянии покоя в момент столкновения?

10. Скорость какого транспортного средства была больше в момент столкновения?

11. Соответствуют ли повреждения на транспортных средствах обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия?

12. Имеются ли повреждения на представленном колесе?

13. Если имеются повреждения на представленном колесе, то в какой момент они возникли (до ДТП, в момент ДТП, после ДТП)?

14. Могли ли данные повреждения колеса привести к дорожно-транспортному происшествию?

15. Какой частью транспортного средства был совершен наезд на пешехода?

Следует отметить, что могут быть поставлены и другие вопросы. Главное, чтобы эти вопросы входили в компетенцию эксперта по транспортной трасологии.

В качестве материалов,  представляемых на экспертизу, в обязательном порядке необходимо наличие фотографий повреждений транспортных средств или возможность осмотра повреждений на транспортных средствах (велосипеде).

Сотрудники полиции Экспертно-криминалистического Центра МВД по РБ старший лейтенант (в форменной одежде) и капитан (в гражданской одежде) проводят транспортно-трасологическое исследование автомобиля BMW 545 и Беларус методом контактных пар. Уфа. май 2017.
Сотрудники полиции Экспертно-криминалистического Центра МВД по РБ старший лейтенант (в форменной одежде) и капитан (в гражданской одежде) проводят транспортно-трасологическое исследование автомобиля BMW 545 и Беларус методом контактных пар. Уфа. май 2017.
Звонок комиссару